«Даже если бы мне не платили зарплату, я бы всё равно занималась». Балетмейстеру Валентине Соловьёвой – 70 лет!

Заслуженный работник культуры, балетмейстер первой категории, судья первой категории, ветеран спорта Валентина Соловьёва всю жизнь посвятила танцам. Выступала, тренировала, вместе с мужем руководила первым в Мурманской области коллективом бального танца «Ониона», устраивала балы в Североморске.


Валентина Соловьёва — коренная мурманчанка, родилась 14 ноября 1950 года. Ещё в школе увлеклась танцами, выступала в коллективе Дома культуры моряков.

«У нас была большая театрализованная постановка «От Арктики до Антарктики», и с ней мы ездили в Москву на конкурс. Этот опыт меня сильно впечатлил, и я влюбилась в танцы окончательно и бесповоротно».

1972 год принято считать началом бальной хореографии на Мурмане. Именно тогда возник первый коллектив бального танца — ансамбль «Ониона» при Дворце культуры имени С.М. Кирова. Туда было отобрано десять пар из школы современного бального танца, наиболее активных и одарённых. В том же году мурманчане показали своё мастерство на конкурсе бального танца, который проходил в Ленинграде. Интересно, что с будущим мужем — Львом Борисовичем — наша героиня познакомилась именно в «Онионе». Первым руководителем коллектива был ленинградский педагог – Евгений Петрович Воскресенский.

«Мне удалось попасть в этот состав.  Мы с мужем — ученики «Онионы», она — альма-матер всей мурманской бальной хореографии. И именно Евгений Петрович посоветовал мне поступать в музыкальное училище, там как раз был первый набор».

Валентина Соловьёва поступила, окончила и получила профессию руководителя хореографического коллектива. Позднее, уже заочно, училась в Ленинградском институте культуры. Работала сначала во Дворце пионеров имени А. Бредова, затем руководила народным коллективом «Спектр» в ДК моряков.

«Нам нравилось отдыхать всем коллективом. Каждое лето руководство направляло нас в пионерский лагерь «Арктика». Мы там тренировались, делали праздники танца, даже вожатых привлекали».

А в 1985 году по приглашению тогдашнего директора «Кировки» Тамары Степановны Переверзевой супруги Соловьёвы перешли в ДК и стали руководить «Онионой». Коллектив к тому времени уже стал народным и вступил в Российскую ассоциацию спортивного танца (РАСТ).

«Через год в ансамбле занималось около 300 человек в возрасте от 5 до 40 лет. И школьники, и студенты, и работники рыбной промышленности, и моряки».

В 1988 году детской «Онионе» было присвоено звание «Образцового художественного коллектива».

«В 1995 году РАСТ направил танцевальную пару нашего коллектива Катю Синютыч и Диму Дьячина в Париж на Международный конкурс спортивного бального танца «PARIS GERGY 95», где ребята успешно выступили – из 50 пар заняли 9 место в полуфинале».

Ансамбль был непременным участником всех больших городских и областных праздников, выступал на одной сцене с Иосифом Кобзоном, Владимиром Винокуром, Викой Цыгановой, Валерией, Алёной Апиной, Каем Метовым, группой «На-На». Был Лауреатом областных, Всероссийских и Всесоюзных конкурсов и фестивалей самодеятельного художественного творчества, представлял своё искусство в Москве на Первом Всесоюзном съезде Профсоюзов, побывал с концертами в Польше (1990), в Норвегии (1993, 1996), в Финляндии (1994, 1995, 1999).

«Где мы только не были! Мы учились у других, и к нам приезжали за тем же. Конкурсы помогают танцорам совершенствоваться, идти вперёд».

Одна из самых ярких постановок «Онионы» — «Русский вальс». Три состава по восемь пар, сценические костюмы, сшитые мастерами Мариинки, гастроли по Европе и Азии. В «Онионе» же впервые в стране стали показывать секвей — пять танцев, которые исполняет лишь одна пара. Сейчас он популярен и в России, и в мире.

«Ониона» — это он и она, это единство, это творчество, это любовь. Нам хотелось сделать из них людей больше, чем танцоров».

Соловьёвы также создали один из самых романтических в Мурманске фестивалей бального искусства «Февральские вьюги», на который съезжались лучшие пары Мурманской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Кингисеппа, Мурома и других городов.

«Мы первые начали заниматься ансамблем, делать шоу-номера. Я всегда ратовала за работу не с одной парой, а с коллективом, потому что в коллективе важно отвечать не только за себя, а за весь состав. Бывает, что люди ради своих целей всё предают — так нельзя».

Работу в коллективе, Валентина Александровна совмещала с преподаванием в Мурманском педагогическом университете, была доцентом кафедры теории и истории художественной культуры, стремилась расширить исполняемый репертуар бальных танцев.

«Даже если бы мне не платили зарплату, я бы всё равно занималась».

В 2008 году Соловьёвых пригласили работать в Североморск. И они стали руководить танцевальным клубом «Русский бал».

«На первый бал люди пришли в сапогах, телогрейках. Но год от года стали лучше одеваться, прониклись культурой балов. Дамы — в вечерних платьях, офицеры с клинками, кортиками. А после бала делали салюты — было очень красиво и торжественно».

За пять лет было организовано шесть балов: «Осенний бал», «Гусарский бал», «Белые ночи» и другие.

«Абсолютно каждый человек может научиться танцевать. Медведи танцуют, а люди тем более! У меня был случай, когда мальчик пришёл вообще без слуха, но настолько хотел танцевать, что ритм выучил. И по ритму танцевал».

Валентина Александровна работала судьёй по спортивному бальному танцу. И считает правильным то, что судей отделяют от педагогов, ведь они отдельно сдают экзамены, получают разные категории.

«Судьи должны стоять, и это правильно. Тот труд, который танцоры вкладывают в своё исполнение достоин уважения. Но я не сужу последние несколько лет, в том числе и потому что профессия накладывает свой отпечаток — колени болят».

«Ониона» связала Валентину Александровну и Льва Борисовича. Они вместе уже 38 лет. Как у них получился такой крепкий тандем?

«Мы разные. Я не умею отрабатывать, а он кропотливый, бьётся до чистоты, как репетитор. Получается, что он на мой престиж работал. Обидно, что все призы мне достались, работали-то мы вдвоём».

Дочь Соловьёвых, вдохновившись примером родителей, танцевала в коллективе и поступила в Ленинградский институт культуры.

«У меня были хорошие, сильные, поэтому мне и повезло. И я пошла по этой стезе прямо, не сворачивая. Танцы стали незыблемой частью моей жизни».

Три главных качества танцора, по мнению Валентины Александровны:

«Первое — музыкальность, второе — техничность, третье — харизма. Он должен нравится публике, покорять своей энергией».

Наставление молодым танцорам:

«Не отчаиваться, если ты проиграл, а двигаться дальше. Если ты хочешь – ты будешь первым. Но гораздо важнее быть просто человеком».

Соловьёвы продолжают танцевать для себя, друзей и знакомых. А Валентина Ивановна обрела новое хобби, связанное с физкультурой:

«Моя главная зарядка — на огороде. У нас дача, и там всё своё выращиваем, всего понемногу сажаем. И цветы, и овощи».


Коллектив Центра «Стратегия» желает Валентине Александровне крепкого здоровья, огромного счастья, удачи, любви, благополучия, блеска в глазах и добрых людей на жизненном пути!

1 Comment

  1. Валентина Александровна,талантище,танцор от Бога.Каждый отчетный концерт это шедевры.У нас был самый классный коллектив,даже не коллектив,а семья. У нас было все лучшее,все новинки и мы всегда были впереди всех. Нас учили не только танцевать,а и думать логически,мы друг друга понимали по взгляду,жесту. Мы были лучшими во всем. Нам дали жизненное образование.Я начинала танцевать еще в ДК»Миряков» Спектр,продолжила в «ОниОна»,там же была солисткой моя дочь.Как быстро летит время.Но танец,он на всю жизнь.А то время я вспоминаю очень часто. Спасибо Вам Валентина Александровна и Лёва,так мы называли нашего Льва Борисовича.Долгих лет Вам жизни.Спасибо Вам за любовь к танцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *